Пояснительная записка
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.
Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и на государственном уровне.
«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», — отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении.
Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
— воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
— воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
— воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;
— подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской армии;
— ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;
— совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
— освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки;
— воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
— физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры поведения;
— формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет, являющиеся членами регионального отделения всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».
Количество детей в группе: от 10 до 20 человек.
Срок освоения программы – 1 год. Общее количество часов по программе – 68.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Форма обучения – очная.
Программа состоит из 5 модулей:
Общефизическая подготовка. Строевая подготовка. Огневая подготовка и оружейное дело. Тактическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.
Модуль 1: Общефизическая подготовка
Формы реализации:
— изучение нового материала;
— инструктаж;
— лекция;
— беседа;
— практическая работа;
— зачетное занятие – сдача нормативов.
Модуль 2: Строевая подготовка
Формы реализации:
— изучение нового материала;
— беседа;
— демонстрация;
— практическая работа;
— зачетное занятие – строевой смотр.
Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело
Формы реализации:
— изучение нового материала;
— лекция;
— беседа;
— инструктаж;
— практическая работа;
— соревнование;
Модуль 4: Тактическая подготовка
Формы реализации:
— изучение нового материала;
— лекция;
— беседа;
— демонстрация;
— практическая работа;
— решение тактических задач.
— упражнения на взаимодействие в группе;
— соревнования;
— проектирование;
— практическое закрепление полученных знаний в ходе тактико-специальных учений.
Модуль 5: Военно-медицинская подготовка
Формы реализации:
— изучение нового материала;
— беседа;
— практическая работа;
— игра;
Планируемые результаты
Подготовленность обучающихся по программе «Юнармия» включает:
умение творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие; умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского коллектива; знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы; знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе; знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК; умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы; знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения; знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи; умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные выводы из ее оценки; знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным; знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим; знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных; высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских; знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными привычками; самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс;
Положительными результатами работы педагога по данной программе при подведении итогов можно считать:
— сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения;
— рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военно-прикладных соревнованиях, слетах).
Учебно-тематический план
Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. | 1 | 1 | |
2. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
Модуль 1: Общефизическая подготовка | 7 | ||
Тема 1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. | 1 | 1 | |
Тема 3. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. | 2 | 2 | |
Тема 4. Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. | 2 | 2 | |
Модуль 2: Строевая подготовка | 10 | ||
Тема 1. Строевые приемы и упражнения без оружия | 8 | 2 | 6 |
Тема 2. Строевые приемы и упражнения с оружием | 2 | 1 | 1 |
Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело | 23 | ||
Тема 1. История развития стрелкового оружия | 2 | 2 | |
Тема 2. Автомат Калашникова (АК) и его модификации. | 10 | 2 | 8 |
Тема 3. Пистолет Макарова (ПМ). | 6 | 2 | 4 |
Тема 4. Ручные гранаты. | 2 | 1 | 1 |
Тема 5. Правила стрельбы из стрелкового оружия. | 3 | 1 | 2 |
Модуль 4. Тактическая подготовка | 11 | ||
Тема 1. Краткий экскурс в историю тактики. | 1 | 1 | |
Тема 2. Тактическое снаряжение бойца. | 2 | 2 | |
Тема 3. Действие подразделений в обороне. | 2 | 2 | |
Тема 4. Действие подразделения при наступлении. | 2 | 2 | |
Тема 5. Методы и способы ведения разведки. | 1 | 1 | |
Тема 6. Решение тактических задач индивидуально и в группе. | 3 | 1 | 2 |
Модуль 5. Военно-медицинская подготовка | 12 | ||
Тема 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Оказание первой доврачебной помощи. | 10 | 5 | 5 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Резервное время | 2 | ||
Итого | 68 | 31 | 35 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. (1 час)
- Инструктаж по технике безопасности. (1 час)
Модуль 1. Физическая подготовка (7 часов)
Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.
Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.
Модуль 2. Строевая подготовка (10 часов)
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить».
Строевая стойка. Повороты на месте.
Строевой и походный шаг. Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием.
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело (23 часа)
Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания АК и ПМ.
Автомат Калашникова (АК) и его модификации.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК.
Последовательность неполной сборки и разборки АК.
Отработка нормативов по сборке-разборке АК.
Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Последовательность неполной сборки и разборки ПМ.
Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат.
Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.
Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.
Техника передвижения при огневом контакте с противником.
Модуль 4. Тактическая подготовка (11 часов)
Краткий экскурс в историю тактики.
Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты.
Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование.
Действие подразделений в обороне.
Типы инженерных заграждений. Окопы.
Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград.
Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами.
Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки.
Решение тактических задач индивидуально и в группе.
Решение ситуационных тактических задач.
Способы скрытого перемещения по местности.
Модуль 5. Военно-медицинская подготовка (12 часов)
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11).
Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих
Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.
Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.
Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.
Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях.
Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.
Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов.
Итоговое занятие (1 час)
Резервное время (2 часа)
Итого: 68 часов.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. | 1 | |
2 | Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
3 | Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. | 1 | |
4 | Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. | 1 | |
5 | Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. | 1 | |
6 | История создания АК и ПМ. | 1 | |
7 | Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить». | 1 | |
8 | Автомат Калашникова (АК) и его модификации. | 1 | |
9 | Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК. | 1 | |
10 | Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. | 1 | |
11 | Строевая стойка. Повороты на месте. | 1 | |
12 | Последовательность неполной сборки и разборки АК. | 1 | |
13 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
14 | Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). | 1 | |
15 | Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. | 1 | |
16 | Строевой и походный шаг. Повороты в движении. | 1 | |
17 | Краткий экскурс в историю тактики. | 1 | |
18 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
19 | Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. | 1 | |
20 | Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. | 1 | |
21 | Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. | 1 | |
22 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
23 | Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат. | 1 | |
24 | Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих | 1 | |
25 | Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты. | 1 | |
26 | Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих | 1 | |
27 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
28 | Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. | 1 | |
29 | Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. | 1 | |
30 | Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. | 1 | |
31 | Действие подразделений в обороне. | 1 | |
32 | Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях. | 1 | |
33 | Типы инженерных заграждений. Окопы. | 1 | |
34 | Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. | 1 | |
35 | Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. | 1 | |
36 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
37 | Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. | 1 | |
38 | Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. | 1 | |
39 | Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами. | 1 | |
40 | Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. | 1 | |
41 | Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки. | 1 | |
42 | Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. | 1 | |
43 | Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. | 1 | |
44 | Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач. | 1 | |
45 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
46 | Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. | 1 | |
47 | Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. | 1 | |
48 | Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. | 1 | |
49 | Отдание воинского приветствия на месте и в движении. | 1 | |
50 | Техника передвижения при огневом контакте с противником. | 1 | |
51 | Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. | 1 | |
52 | Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. | 1 | |
53 | Решение тактических задач индивидуально и в группе. | 1 | |
54 | Решение ситуационных тактических задач. | 1 | |
55 | Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. | 1 | |
56 | Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. | 1 | |
57 | Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. | 1 | |
58 | Тренировка в метании гранат на точность и дальность. | 1 | |
59 | Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. | 1 | |
60 | Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. | 1 | |
61 | Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. | 1 | |
62 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | |
63 | Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. | 1 | |
64 | Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. | 1 | |
65 | Способы скрытого перемещения по местности. | 1 | |
66 | Итоговое занятие | 1 | |
67 | Резервное время | 1 | |
68 | Резервное время | 1 |
Методическое обеспечение курса включает следующие методы обучения:
А) по источникам знаний
— практические (упражнения);
— наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
— словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция);
— работа с литературой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование).
Б) по типу познавательной деятельности
— объяснительно-иллюстративные (педагог предлагает обучающимся знания в «готовом виде» и организует различными способами восприятие и осмысление этих знаний);
— репродуктивные (педагог не только сообщает готовые знания, но и объясняет их, а обучающиеся правильно и многократно их воспроизводят, т. е. повторяют за педагогом);
— частично-поисковые (педагог не предлагает обучающимся готовые знания, а организует поиск новых знаний детьми с помощью разнообразных средств, ребята под руководством педагога решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают);
— исследовательские (совместная постановка проблемы, самостоятельный поиск ребятами путей решения проблемы, оперативное управление педагогом процессом решения проблемных задач).
Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для подростков 14-17 лет темы даются в полном объеме, с многократным повторением приемов, доведением их до автоматизма. Почти все занятия включают в себя репродуктивные методы работы («посмотри и повторяй за мной»), а так же творческие задания, исследовательские методы.
Материально-техническое обеспечение программы:
— Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся;
— Доска грифельная;
— Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;
— Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;
— Лицензионное программное обеспечение;
— Средства, реализуемые с помощью компьютера:
-слайд — лекции по ключевым темам курса;
— электронные учебные пособия;
— Макеты: массово-габаритные оружия;
— Учебные гранаты;
— Компас;
— Топографические карты;
— Аптечка индивидуальная – АИ;
— Индивидуальный перевязочный пакет — ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см);
— Индивидуальный противохимический пакет — ИПП;
— Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);
— Схемы, плакаты, таблицы.
Список литературы
Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. , . – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство.